|
Пояснительная записка к учебному плану
|
Учебный план школы на 2008-2009 учебный год составлен на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области, разработанного с учетом приказов Минобразования России от 09.02.1998 г. N322 “Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и от 09.03.2004 г. N1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”, постановления Правительства Самарской области от 19.05.2004 г. N24 “О концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области ”, приказа Главного управления образования Администрации Самарской области от 20.04.1999г. N103-од “Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области”, приказа министерства образования и науки Самарской области от 03.03.2004 г. N50-од “О реализации в 2004-2005 учебном году регионального компонента содержания общего образования”, а также введенных в действие с 01.09.2003 г. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02”.
Школа работает в режиме пятидневной учебной недели. Данный режим работы позволяет обеспечить выполнение базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствует реализации идеи развития личности в культурно-нравственном интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
Учебный план начальной школы (1-4 классы) составлен на основе регионального учебного плана и в соответствии с законом РФ “Об образовании”, концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N1756-р. В начальном звене основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотности, на воспитание культуры речи и общения. Поэтому базовая часть учебного плана включает набор предметов, соответствующий реальным стандартам, и обеспечивается типовыми программами для начальной школы. В соответствии со школьными программами ведется изучение немецкого языка со 2 по 4 классы и в 3 классе урок информатики в объеме одного часа за счет школьного компонента, и часовое наполнение в базисе увеличено за счет школьного компонента на проведение динамической разгрузки учащихся не менее 40 минут с целью реализации восстановления работоспособности школьников:
2 кл.-1ч.+2 факультатива;
3 кл.-1ч.+1 факультатив;
4 кл.-1ч.+1 факультатив.
Образовательная область «Технология» наполнена такими компонентами, как технология и информатика по 1 часу, а образовательная область “Искусство”как ”Музыка” и ”ИЗО”.
Ориентация на развитие общеобразовательных возможностей и способностей учащихся обеспечивается дополнительными часами за счет школьного компонента по математике и русскому языку:
2 кл.-1 ч. математика, 1 ч. русский язык;
3 кл.-1 ч. математика, 1 ч. русский язык;
4 кл.-1 ч. математика, 1 ч. русский язык, введение в историю.
В связи с тем, что наполняемость 1 и 3 классов мала, произошло их объединение. Поэтому изучение основных предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, физическая культура, музыка ведутся по параллелям.
По своей структуре учебный план школы в 5-11 классах соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Самарской области. На каждой ступени обучения в учебном плане сохраняется в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования.
Разработанный Учебный план удовлетворяет следующим требованиям:
-полноте (сохраняет обязательный базисный компонент, учитывает региональный, содержит обязательный минимум начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
-целостности (необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);
- сбалансированности (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентами, предметами по выбору);
-преемственности между ступенями и классами;
-обеспечение вариативности и свободы выбора образовательного учреждения в образовании для субъектов образовательного процесса;
-усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся-истории, русского и немецкого языков, литературы.
Региональный образовательный компонент представлен курсом “Основы жизненного самоопределения” в образовательной области “Обществознание”. Данный курс вводится с целью адаптации учащихся к новым социальным условиям, общекультурным - национально-значимым ценностям.
Учебная нагрузка каждого ученика состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов школьного компонента. В сумме она не превышает для школьника максимальный объем обязательной учебной нагрузки.
Из вариативной части использовано по одному часу в 5 и 6 классах на изучение предмета «Основы православной культуры».
Из вариативной части использованы часы школьного компонента (обязательная часть), для увеличения количества часов на изучение предметов федерального образовательного компонента инвариантной части (в соответствии с образовательными программами):
5 кл. – 1ч. физическая культура, 1 ч. основы православной культуры, 1 ч. ОБЖ, 1ч. основы проектной деятельности;
6 класс- 1ч. физическая культура, 1ч православная культура, 1ч ОБЖ, 1ч биология;
7 класс-1ч физическая культура, 1ч ОБЖ, 1ч русский язык, 1ч математика;
8 класс-1ч физическая культура, 1ч русский язык, 1ч математика, 1ч основы проектной деятельности;
9 класс-1ч физическая культура, 1ч ОБЖ, 1ч русский язык, 1ч математика;
10 кл.-1 ч. МХК, 1 ч. физическая культура, 1 ч. русский язык, 1 ч. профильный курс, 1 ч. математика, 1 ч. история,;
11 кл.-1ч. физическая культура, 1 ч. русский язык, 1 ч. профильный курс, 1 ч. математика, 1 ч. история, 1 ч. обществознание.
При решении задач, поставленных на 2008-2009 учебный год из вариативной части использованы часы на факультативные занятия, что позволяет организовать дополнительное, более углубленное изучение предметов учащимися:
6 кл.-1ч. биология;
7 кл.-1.ч. русский язык, математика;
10 кл.-1 ч. русский язык, 1 ч. истории, 1ч обществознание.
Для усиления языковой подготовки, формирования базы знаний, подготовки к итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов из вариативной части использованы часы на факультативные занятия по предметам:
9 кл.-1ч. русский язык, 1 ч. математика;
11кл. 1 ч. русский язык, 1ч математика, 1 ч. обществознание, 1ч история.
Работая во время нестабильной техногенной обстановки, из вариативной части использованы часы на факультативные занятия по предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”:
5 кл.-1 ч.;
6 кл.-1 ч.;
7 кл.-1 ч.;
9 кл.-1 ч..
Для развития коммуникабельности школьников, усиления практической деятельности, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся путем выделения специального времени на проектную деятельность:
а) из вариативной части (факультативные часы) в
5 кл.-1 час,
6 кл.-1час,
7 кл.-1час,
8 кл.-1 час,
9 кл.- 1ёчас.
б) из инвариантной части (дополнительные часы) в
6 кл.-1 ч.,
7 кл.-1 ч.,
8 кл.-1 ч.,
9 кл.-1 ч.
10 кл.-1 час.
Для организации проектной деятельности школьников введены модули курса “Основы проектной деятельности”:
5 кл.-1 ч.;
6 кл.-1 ч.;
7 кл.-1 ч.;
8 кл.-1 ч.;
9 кл.-1 ч..
На обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и формирование информационной культуры учащихся изучается курс “Информатика и ИКТ”:
а) из вариативной части:
9 кл.-1 ч.;
8 кл.-1 ч.;
б) из инвариантной части:
10 кл.-1 ч.;
11 кл.-1 ч..
Повышение удельного веса и качества физической культуры, дополнительная подвижная активность школьников осуществляется с 5 по 11 классы по 1 часу из вариативной части.
Для организации предпрофильной подготовки учащихся 9 класса из инвариантной части взяты 2 часа, а профильного обучения на старшей ступени общего образования-4 часа (10 кл.-2 ч., 11 кл.-2 ч.)
По выбору образовательного учреждения введен обязательный учебный предмет “Мировая художественная культура” с 8 по 11 классы в объеме 1 часа.
|